Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад "Рябинка"
Описание образовательной программы
Основная
образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа, ООП) в
МБДОУ «ДС «Рябинка» определяет содержание и организацию образовательной
деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Основная
образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Рябинка» разработана в соответствии
с основными нормативно-правовыми документами, которые регламентируют
образовательную деятельность дошкольных образовательных организаций:
-
Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской
Федерации» (29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ)
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
-
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155.
-
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования,
утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30. 08. 2013 г. № 1014
-
Устав МБДОУ «Детский сад «Рябинка».
Программа
реализуется на русском языке - государственном языке Российской Федерации и
закреплено локальным актом согласно п.1.6 ст. 14 ФЗ «Об образовании в РФ» №
273-ФЗ.
Срок
освоения программы - 6 лет.
Основная
образовательная программа является основанием для написания рабочей программы
педагогов (ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ)
Цель программы является повышение социального статуса
дошкольного образования и обеспечение равенства возможностей для каждого
ребенка в получении качественного дошкольного образования на основе единства
обязательных требований к условиям реализации образовательной программы
дошкольного образования, её структуре и результатам её освоения.
Обязательная
часть Программы охватывает возрастные периоды физического и психического
развития детей:
-
от 1 года до 3 лет – ранний возраст
-
от 3 до 4 лет – младший дошкольный возраст (младшие группы);
-
от 4 до 5 лет - средний дошкольный возраст (средняя группа);
-
от 5 до 7 лет - старший дошкольный возраст (старшая
подготовительная к школе группа).
Программа
реализуется во всех разновозрастных группах общеразвивающей направленности и
обеспечивает достаточный уровень личностного, интеллектуального, физического
развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных
программ начального общего образования.
Часть Программы, формируемая
участниками образовательных отношений МБДОУ «ДС «Рябинка» включает реализацию
программы «Ямал – мой край родной», разработанной творческой группой МБДОУ «ДС
«Рябинка».
Цель программы: развитие чувства принадлежности к своей
«малой» Родине - Ямалу; развитие духовно-нравственной культуры ребенка,
формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры
родного края.
Задачи
программы:
-
Обогащать представления детей об истории родного города,
края.
-
Развивать познавательный интерес к жизни, быту, обычаям,
традициям, фольклору коренных народов Ямала.
-
Обогащать представления детей о разнообразии и отличительных
особенностях растительного и животного мира Ямала.
-
Развивать познавательную активность, любознательность,
творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
-
Формировать личное отношение к фактам, событиям, явлениям
в жизни города, края; создание условий для активного приобщения детей к
социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что
происходит вокруг.
-
Воспитывать чувство патриотизма и интернациональную
толерантность.
-
Формировать эмоционально-положительное отношение к
родному краю, его культуре и истории, уважения и терпимости к людям, независимо
от их социального происхождения и национальной принадлежности.
-
Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу,
краю.
Реализация
содержания программы интегрируется в содержание образовательных разделов
примерной основной общеобразовательной программы: «Социально-коммуникативное
развитие» - образовательный компонент «Социальный мир»; Познавательное
развитие» - образовательный компонент Окружающий мир»; «Речевое развитие»,
Художественно-эстетическое развитие» - образовательные компоненты «Рисование»,
«Лепка», «Аппликация», «Конструирование», «Музыка; «Физическое развитие».
Работа
в данном направлении планируется педагогом в соответствии с ООПДО МБДОУ «ДС
«Рябинка», с комплексно-тематическим планированием, разработанным творческой
группой ДОУ с учетом местных условий, сезонно - бытовых циклов (время года,
праздники), зоны «ближайшего развития». Тематический принцип построения
образовательного процесса в ДОУ позволяет легко вводить содержанием данной
программы, соблюдать целостность педагогического процесса.
Основная образовательная
программа дошкольного образования МБДОУ «ДС «Рябинка» состоит из трех разделов.
Целевой раздел
включает в себя пояснительную записку, в которой отражены цели, задачи, принципы
и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации
Программы характеристики, а также планируемые результаты освоения Программы.
Содержательный раздел
представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие
личности детей: описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка; комплексно-тематическое планирование работы;
вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов; особенности образовательной
деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки
детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанник.
Содержание Программы предполагает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы; методические материалы, средства обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.